Интервью Директора Четвёртого департамента стран СНГ МИД России М.А.Калугина РИА Новости (16 декабря 2025 года)
Основные тезисы
• Интересы России на Южном Кавказе незыблемы. Для нас главное – сохранить там пояс стабильности и процветания, чтобы мы могли совместно со странами региона раскрывать его потенциал, укреплять добрососедство.
• Сегодня западники в рамках начатой ими «игры без правил» активизировали свои деструктивные усилия. Они пытаются разворошить Южный Кавказ, вбить клинья в отношения государств региона с Россией, рассорить нас. Это политика разделения, а не созидания.
• Продвигаем на Южном Кавказе принцип «региональным проблемам – региональные решения». Именно вокруг этой формулы выстроена работа Платформы регионального сотрудничества «3+3» (Азербайджан, Армения, Грузия "плюс" Россия, Иран, Турция). Такая концепция, предложенная азербайджанскими партнёрами, была одобрена, в частности, на заседании глав внешнеполитических ведомств «3+3» в Тегеране в октябре 2023 года.
• Продолжаем оказывать содействие установлению прочного мира между Баку и Ереваном на основе трёхсторонних договорённостей на высшем уровне 2020-2022 годов. Лидерами России, Азербайджана и Армении была согласована «дорожная карта» по всем ключевым направлениям: выработка мирного договора, разблокирование транспортных и экономических связей в регионе, делимитация и демаркация армяно-азербайджанской границы, развитие диалога общественности двух стран.
• Россия на практике подтверждает статус ключевого торгово-инвестиционного партнёра Армении. На нашу страну приходится около 37% экспорта и 32% импорта. В Армении запущено более 40 крупных проектов российского бизнеса – в автомобилестроении, транспорте, нефтегазовой сфере, энергетике, цифровых технологиях, туризме – с накопленным объёмом инвестиций в четыре миллиарда долларов США. Реализуется множество совместных образовательных и культурных инициатив.
• Ситуация с нашим гражданином Самвелом Карапетяном продолжает оставаться в центре внимания российской стороны. На первом месте для нас всегда была и будет защита интересов российских граждан и российского бизнеса.
• Стремимся к стабильным отношениям с Грузией. Тбилиси демонстрирует здоровый прагматизм, тенденцию к многовекторности во внешних делах. Грузия не стала вступать в антироссийскую санкционную коалицию, отвергла навязываемый ей извне безрассудный сценарий открытия «второго фронта» против России.
• Решение о переносе регулярных заседаний международных дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье из Женевы в другое место пока не принято. Для этого необходимо обеспечить консенсус среди всех участников формата. Над этим продолжает работать российская сторона при поддержке наших абхазских и югоосетинских союзников.
• Москва выстраивает с Абхазией и её народом отношения дружбы и долгосрочного стратегического партнёрства. Сказанное относится и к Южной Осетии. Эти усилия предполагают активную помощь в развитии международных связей республик, включая расширение круга официально признавших их государств и создание условий для вступления в международные организации и объединения, в том числе созданные по инициативе или при содействии России.




































