Бюджет на 2026–2028 годы: оптимизм или иллюзия?

Бюджет на 2026–2028 годы: оптимизм или иллюзия?

Федеральный бюджет на ближайшие три года наконец принят, и, казалось бы, можно расслабиться — главная финансовая декларация страны утверждена. Однако эксперты предостерегают: радоваться преждевременно. Многие из тех, кто разрабатывал данный документ, предсказывают, что до лета нас могут ожидать значительные изменения.

Причина такого пессимизма в том, что бюджет выглядит чересчур оптимистично. Прогнозы по динамике инвестиций, инфляции и росту ВВП кажутся слишком радужными, и это не может не вызывать сомнений.

Проблемы с финансированием

По оценке специалистов, таких как Мстислав Афанасьев и Наталия Шаш, бюджетный план основан на «излишне оптимистичном макроэкономическом сценарии». Это порождает серьезные опасения относительно будущего деловой активности частного сектора и уровня инфляции.

Запланированный дефицит бюджета на 2026 год составляет 3,8 триллиона рублей, что равно 1,6% ВВП. С одной стороны, эта цифра выглядит не критично, но вопрос о том, откуда взять эти средства, остается открытым. Внешний рынок практически закрыт из-за санкций, а внутренние заимствования становятся все более дорогими с учетом повышения ключевой ставки. Правительству придется прибегнуть к нестандартным мерам:

  • продажа национализированного имущества;
  • реализация драгоценных металлов и камней из Гохрана.

Однако, стоит помнить, что такие меры не смогут существенно покрыть дефицит бюджета.

Вызовы для будущего

Эксперты уверены, что к средине 2026 года событие переписывания бюджета станет неизбежным. Этот сценарий напоминает предшествующие два года, когда параметры документа подвергались изменениям.

На парламентских слушаниях Валентина Матвиенко выразила пожелание, чтобы бюджет стал более «мускулистым», способен решать не только текущие задачи, но и стратегические. Она призвала обеспечить четкую приоритизацию расходов, направив средства туда, где они могут дать наибольшую отдачу. Основные направления расходов должны быть сосредоточены на:

  • социальной защите граждан;
  • обеспечении обязательств перед семьями участников специальной военной операции;
  • укреплении обороны.

Министр финансов Антон Силуанов в свою очередь заявил, что планируется увеличить налоговые поступления на 2,3 триллиона рублей с помощью поправок в Налоговый кодекс. Однако эксперты остерегают, что повышение налоговой нагрузки при слабом росте экономики может негативно сказаться на деловой активности и усилить экономическую «теневую» составляющую.

Бюджет, который выглядит социально ориентированным и не сокращает оборонные расходы, на практике практически не оставляет «запаса хода». Доля фиксированных обязательств слишком высока, что вызывает опасения на случай падения поступлений от нефтегазового сектора или новых экономических кризисов.

Источник: SM Юрист

Лента новостей