Москва. 12 октября. Важные изменения в топливной политике России были объявлены в указе президента Владимира Путина. С октября 2025 года по май 2026 года расчет топливного демпфера будет происходить без учета колебаний средних оптовых цен на дизельное топливо и бензин 92-й марки. Это решение направлено на стабилизацию внутреннего рынка, особенно в свете недавних ценовых скачков.
Новые условия расчета демпфера
Путем введения этого моратория, который будет действовать на протяжении семи месяцев, власти стремятся уменьшить влияние рыночных цен на внутренние расценки на топливо. Как известно, демпфер представляет собой субсидию для нефтяных компаний, помогающую удерживать внутренние цены на топливо на akzeptabel уровне, несмотря на высокие экспортные доходы. Однако в условиях значительного роста оптовых цен правительства России решило, что в определенные месяцы данные субсидии могут не выплачиваться. Это послужило причиной для недавнего отсутствия финансирования из бюджета в кризисный сентябрь 2023 года.
Изменения в акцизах для зимнего дизельного топлива
Кроме того, указ также касается налогового обложения зимнего дизельного топлива. Теперь производство зимнего дизеля путем смешивания с авиационным керосином, осуществляемое вне нефтеперерабатывающих заводов, будет избавлено от дополнительных акцизов. Это решение позволит увеличить объем предложения зимнего дизельного топлива на рынке и устранить дефицит, который наблюдается в последние годы. Эксперты считают, что отмена акциза положительно скажется на данном сегменте, так как производители смогут предлагать зимнее дизельное топливо в большем количестве и по более конкурентоспособной цене.
Рынок и его вызовы
Однако не все эксперты разделяют оптимизм относительно изменений. Глава Российского топливного союза, Евгений Аркуша, выразил опасения, что мораторий может спровоцировать рост оптовых цен на топливо, что в свою очередь негативно отразится на ценах для конечного потребителя. Эксперты подчеркивают, что текущая ситуация требует комплексного подхода к регулированию, в том числе пересмотра механизма тарификации и учета инфляции. Это является актуальным в условиях сложной экономической обстановки, когда уровень цен на бензин и дизельное топливо уже вызывает серйозные опасения как у производителей, так и у потребителей. Напомним, что в последние недели стоимость топлива на Петербургской бирже достигала рекордных значений, что подчеркивает всю накалённость ситуации на внутреннем рынке.